+7 (910) 455-45-45

Статьи

1.

Поиск звука

 

Занимаясь много лет домашними музыкальными системами, профессиональной акустикой для концертов и впоследствии домашними кинотеатрами, я заметил поразительную закономерность. Не взирая, на конечную стоимость комплектов аппаратуры, которая может колебаться от двух - трех до сотен тысяч долларов и именитость брендов, похвастаться натуральностью звучания может разве что каждая двадцатая.

Данный факт был заметен очень многим людям, кто прослушивал эти системы вместе со мной и без меня. Эпитеты у людей были разными, но с общим знаменателем (В системе что – то не то и хочется это непонятное чем – то заменить). Владельцы систем чувствовали то же самое.

 

Тернистый путь аудиофила

 

После угасшей эйфории, по поводу приобретения «самого лучшего в мире» транзисторного усилителя по версии издания «Стерео и Видео» и «самых музыкальных колонок», в Хай-Энд салоне, человек начинал замечать, что написанное в авторитетном журнале и рассказанное менеджером магазина, не очень то совпадает с тем, что он ожидал получить.

Начинался бесконечный цикл по замене кабелей, подставок для аппаратуры, заказа всевозможных мраморных плит, конусов для развязки и тому подобного. Когда это не особо помогало, в ход шла «тяжелая артиллерия». «Самый лучший в мире» усилитель задвигался в угол, а на его место ставился купленный впятеро дороже «самый ЛУЧШИЙ ламповый».

После двух – трех месяцев прослушивания, та же участь постигала «Самые музыкальные колонки» и на их место водружались две гробообразные, двухметровые конструкции, сверкающие рояльным лаком и стоящие как новый Мерседес.

На некоторое время человек успокаивался. Вот оно – совершенство теперь у него дома!

Показав сие чудо своим друзьям, заставив их послушать все свои любимые песни и изрядно подпортив отношения с женой из за превращения гостиной в склад громоздкой аппаратуры, человек случайно попадал к бородатому Кулибину в неприметную квартиру на окраине.

Тут у него случался шок.

Как же так?

Его любимый компакт с Высоцким или Лунная Соната здесь, в этом сплошном «самопале» играли так, что у него мурашки бежали по коже.

Как такое может быть?

Поговорив с Кулибиным, человек впервые начинал прозревать.

Оказывается, он - если перевести его историю на автомобильный лад, пошел следующим путем:

Начитавшись хвалебных отзывов, он купил мотор от Мерседеса, коробку от Ниссана, салон от Крайслера - а кузов от Порше. И решил сам собрать машину. В результате машину он собрал, но ездить на ней нельзя, либо можно, но только по гладкой как стол трассе на скорости 10 километров в час.

Тут у него наступало первое разочарование всей этой аппаратурой, потраченными на нее деньгами и собственным временем.

 

Звучание не нравится, как быть?

 

Пути выхода из этой ситуации обычно три:

  • Оставить все как есть, использовать дорогостоящую технику как красивый аксессуар гостиной и слушать на ней музыку время от времени, с досадой вспоминая эту злосчастную квартиру с бородатым мужиком, разрушившими нафантазированную музыкальную идиллию.

  • «Упереться рогом» - начитаться интернет форумов и продолжить бесконечную гонку по замене компонентов, с целью достичь недостижимого - похожего на однажды услышанное у Кулибина.

  • Попросить Кулибина посмотреть на технику и что - нибудь с ней сделать, желательно без грандиозных денежных трат.

Третий способ - как правило, оказывается наиболее экономичным и эффективным.

В процессе ревизии сверкающих лаком и хромом ящиков выясняется, что купленный второй раз ламповый усилитель сам по себе очень хорош, но он нормально работает он только с высокочувствительными акустическими системами. И эти два «Гроба» -  именуемые колонками с десятком динамиков в каждой, сами по себе тоже хороши, но никак к этому усилителю не подходят, и ни какими кабелями, даже супер - дорогими это не исправляется.

Тут возникает дилемма, или заменять усилитель, или колонки. Так как колонки вносят наибольшее значение в звук, принимается решение подобрать к усилителю именно их. Усилитель кидается в багажник автомобиля и делается объезд нескольких мест сосредоточения высокочувствительных колонок: Салонов, таких же Кулибиных.

И…

Вау! Вот оно!

Те же мурашки на коже от Высоцкого. Нашлись! Именно звучащие, а не сверкающие лаком. Стоят они в четыре раза меньше, и бренд какой – то непонятный, но они ИГРАЮТ… и это факт.

После такого, человек уже более разумно подходит к совершенствованию своей системы. Каждый новый элемент перед покупкой он слушает и желательно в собственном доме.

Чтобы уберечься от необдуманных трат и разочарований, лучше обращаться не к менеджерам салонов хай - энда и хвалебным отзывам глянцевых журналов. А к таким вот «кулибиным», или профессиональным акустикам - занимающимся концертной аппаратурой. К увлеченным меломанам, которые уже прошли этот путь и могут правильно подсказать, что «не все то золото, что блестит».

 

Экскурс в собственную звуковую историю 

 

Я встречал людей, которые меняли абсолютно все компоненты по 10 раз, перед тем, как приходили к приемлемому для их слуха варианту. При этом средства, затраченные на подобный подбор, впятеро превышали стоимость конечной системы, и не редко были сопоставимы со стоимостью хорошей квартиры.

Вопрос - зачем это нужно?

Для того - чтобы обогатить дилеров определенных марок аппаратуры?..

(Продать купленное оборудование, можно только затратив большие усилия, время и максимум в треть - четверть первоначальной цены).

Производители элитной техники и соревнуются: у кого мощнее трансформатор, у кого больше полос в колонках или у кого толще передняя панель из алюминия. Такие понятия как мощность, полоса частот, искажения и т.д. Все это к качеству звучания имеет очень отдаленное отношение. Они отвлекают людей от сути звука, и уводят внимание в цифры.

Прозрачность звучания подменяется искажениями 0,0000%, Звук голоса Плачидо Доминго, вызывающего приступ ностальгии, подменяется полосой частот, энергетика рока, когда хочется громко орать вместе с солистом - подменяется мощностью. Чем больше – тем лучше.

(Звук нельзя пощупать и измерить, он сугубо индивидуален. Все основывается на двух простых понятиях: «нравится» и «не нравится». Есть понятия: увлекло или нет, хочется сделать громче или хочется выключить и никогда больше не включать.  На них то и нужно обращать внимание, а не на цифры).

Фирмы зачастую выпускают изделия, хорошо стыкующиеся друг с другом, но плохо работающие с изделиями конкурирующих марок. Это делается намеренно, для того, чтобы люди покупали один единственный бренд. Практика порочная, но действенная.

 

Выводы

 

К большому сожалению, сейчас в мире звук отошел на второй план. Это произошло в тот момент, когда появились видеомагнитофоны, а вслед за этим DVD диски и плазменные панели.

Внимание людей от звука начали отвлекать видеорядом, при этом человеческий мозг меньше внимания уделяет звуку и сосредотачивается на картинке. В результате этого люди к качеству музыки начали проявлять меньший интерес и как бумеранг, производители колонок и компонентов для аудио начали их хуже делать.

Хуже по звуку, а не по внешнему виду. Внешний вид - всегда великолепен.

Попробуйте включить какой - нибудь видеоклип, а потом сделайте на плазменной панели минимальную яркость при полном звуке.

Что получится?

Слушать не хочется, хочется смотреть на прыгающего по сцене исполнителя. Это значит, что продукт, который вы проверяете - видеоклип, в котором большая часть информации создана для глаз и меньшая для ушей.

С появлением видео резко уменьшилось количество создаваемых музыкальных хитов, в разы, а то и в десятки раз.

Потом появились домашние кинотеатры и вслед за ними многоканальные звуковые системы, которые должны как можно реалистичнее передавать стрельбу и другие звуковые эффекты. Они предназначены для этого, а совсем не для воспроизведения музыки.

В противовес этому засилью видео - родилось понятие High-End, то есть - лучший звук. За годы своего существования это понятие выросло в отдельную индустрию мирового масштаба, развилось и выкристаллизовалось.

Кто - то придумал, совместить High-End систему с картинкой, создаваемой плазменной панелью или проектором. В результате получился кинотеатр с фантастическим звучанием.

 

P.S. Хай-Энд, это искусство ухода от реальности. Это как наркотик. Он возвращает в детство и молодость, обнажает первую любовь, возвращает забытые сильные и добрые чувства.

В столь интимном деле, как прослушивание музыки, в большинстве своем связанной с лучшими моментами жизни, нельзя делать ошибок.


2.

Кабели и разъемы - влияние на звук

 

 

 

С проводами творится вообще «темный лес».  Существует огромное разнообразие кабельной продукции, наперебой расхваливаемой авторитетнейшими аудио изданиями, в котором неискушенному человеку разобраться практически невозможно.

 

(Много лет назад нами был проделан эксперимент по подбору кабелей и выяснению, как они влияют на качество звучания. От чего зависит звук: От цены, бренда, хвалебных отзывов, толщины, жесткости, материала кабеля, его изоляции, и т.д.)

 

Отчет по этому поводу

 

Путем двух месяцев экспериментов, было выяснено, что чем чище материал, из которого кабель изготовлен - тем лучше звук, чем натуральнее изоляция - тем лучше. Бренд и цена кабеля на качество звучания влияли наименьшим образом.

 

Самыми хорошо звучащими - оказались кабели из монокристаллической меди высокой степени очистки с изоляцией из натурального шелка или хлопка.

 

Посеребренные кабели звучали странно, чисто серебряные очень хорошо, но излишне звонко.

 

Было замечено - что кабели из одной жилы звучат лучше, чем мягкие многожильные того же сечения. При необходимости большого сечения, явно лучше гибких многожильных, звучали кабели, набранные из нескольких жил, каждая из которых находилась в отдельной изоляции.

 

На качество звучания оказывает существенное влияние направление провода, которое нужно подбирать на слух.

 

Совсем уж необъяснимо с позиции здравого смысла, что акустический кабель, установленный в усилитель вместо сетевого, здорово улучшал звучание.

 

Выяснили, что прокладка отдельной линии электропитания 220 Вольт к аппаратуре акустическим кабелем, напрямую от щитка - если она сделана без обрывов и ответвлений, зачастую влияет на звук сильнее - чем замена усилителя на более качественный.

 

Вот такие «чудеса» которые современная физика объяснить не может - ток ведь переменный! При чем тут - направление проводов?

 

Разъемы звук однозначно ухудшают – даже дорогие. На акустических кабелях их лучше обрезать и присоединить их напрямую под зажимные гайки колонок. Тут эффект более понятен - чем меньше переходов от металла к металлу, которых в разъеме 3 - 4, тем меньше влияние на звук.

 

Разъемы для экономии часто покрывают вместо золота желтой окисью титана, а это «смерть» для звука. Лучше бы они были из меди или латуни окисленные, чем красивые и сияющие - но не играющие. Но тогда бы они явно не пользовались спросом.

 

Спросите аудиофила - который «собаку съел в звуке» о проводах, что и как Вам лучше сделать. Он Вам наверняка подскажет из собственного опыта, какие кабели лучше, а какие хуже.

 

Уши - самый лучший инструмент, намного более точный любого прибора. Любой человек, независимо от пола и возраста, сразу слышит разницу в звуке двух кабелей при их сравнении. Музыкальное образование для этого не нужно.

 

 3.

Идеальное Стерео!

 

Как без вмешательства в замысел режиссера получить лучшее качество звука в режиме стерео и избавиться от врожденных недостатков этого формата.

Посвящается всем тем, кто для прослушивания музыки предпочитает традиционное стерео, а не многоканальные записи, чрезвычайно распространенные из-за засилья домашних кинотеатров. Рекомендую собрать эту простую схему хотя бы в качестве эксперимента т.к. она позволит увидеть врожденные проблемы стереофонического воспроизведения с помощью двух колонок и простые методы их решения.

В последние 15-20 лет экспансия домашних кинотеатров и связанных с этим - многоканальным форматом аудио отняла у традиционного стерео практически половину рынка и меломанских ушей. Вслед за специализированными мульти-дорожками звуковых эффектов, сопровождающих сюжет фильма, начали появляться многоканальные записи обычных музыкальных произведений. Большого распространения и признания такие записи не получили, люди традиционно предпочитают слушать музыку в режиме стерео в наушниках с двумя излучающими мембранами или из двух акустических систем. То же самое произошло в 70-х годах прошлого века с новомодным тогда форматом «Квадро», который при удвоении количества колонок и стоимости явных преимуществ перед традиционным стерео не имел и лучшее качество звука не давал. Практически весь архив музыки, записанный за последние 100 лет представлен в моно или стерео-вариантах. Подавляющее количество современных музыкальных произведений так же пишется в двухканальном режиме.

Вопросы получения максимально правильного и хорошего звука в режиме стерео и сейчас не теряют своей актуальности, потому что мировой архив записей в этом формате непрерывно пополняется. Системы же воспроизведения бывают всего двух видов: стерео с двумя колонками и многоканальные с 5-11 АС в составе домашних кинотеатров. Первые выполняют свою функцию хорошо, но далеко не идеально, а вторые – многоканальные со стерео-записями справляются весьма условно, т.к. больше предназначены для формирования звуковых эффектов, специально записанных для сюжетов кинолент.

Предлагаемый метод кардинального улучшения стерео звучания может найти применение в студиях звукозаписи и сведения как для музыки, так и для видео. Система так же применима в любом домашнем кинотеатре или стерео-комплексе с уже имеющейся аппаратурой т.к. она очень проста и больших затрат владельцу не несет.

Идея апгрейда традиционной стереофонии и получения лучшего качества звука была заимствована из публикации Dave Moulton (Дэйва Молтона)

«О способе воспроизведения стерео записи с помощью 3-х каналов усиления без сложной обработки исходного сигнала звуковыми процессорами, приводящей к искажению оригинальной стерео панорамы». http://www.moultonlabs.com/more/happy_accident_a_better_way_to_play_back_stereo/P0/

 

Виртуальная сцена

 

Сначала было только моно: один канал записи, одна дорожка, один раструб граммофона, за ним один канал усилителя и одна колонка. Для правильной передачи звучания музыкальных инструментов и голоса этого вполне хватало.

Для того чтобы одноточечный источник звука превратить в нечто объемное, передать перемещение источников звука по горизонтали и показать расположение отдельных инструментов на сцене, придумали - стерео. При наличии двух стерео-каналов динамический диапазон тракта (при записи многоголосия музыкальных инструментов) разгружается, а акустическая атмосфера зала начинает восприниматься очень реалистично не в пример ее отсутствия в монофонической. Режим - стерео дал слушателям кардинально лучшее качество звука по сравнению с режимом - моно.

У человека два уха которые природой предназначены для определения не только характера звуков, а и их расположения в окружающем пространстве. Музыка состоит из голосов солистов и какого-то количества сопровождающих их музыкальных инструментов. При прослушивании на концерте уши четко локализуют точки, откуда приходят звуки и дают возможность точно привязать музыкантов с их гитарами и барабанами к конкретным местам на сцене. Звукорежиссер в условиях студии путем изменения баланса сигналов и их фазы добивается точной расстановки музыкантов на виртуальной сцене. Прослушивая сведенную фонограмму, пользователь может определить в каком месте виртуальной сцены находится рояль, контрабас, духовые и так далее. То есть в режиме стерео четко видна локализация каждого инструмента, их перемещение и общая панорама виртуальной сцены.

 

Прослушивание через наушники

 

Теоретически, если поставить перед сценой пару микрофонов на расстояние, на котором находятся уши на голове человека и произвести запись - можно получить почти точную копию того, что он бы слышал, находясь в этой точке. Особенно, если запись сделана специальной измерительной «головой» с вмонтированными в каналы «ушей» микрофонами.

Здесь возникает большое «Но». Звучание, записанное с такой измерительной «головы» будет идентично звуковому ощущению реального слушателя только при прослушивании через головные телефоны – наушники. Реально же сведенная звукоинженером запись в студии кардинально отличается от произведенной без обработки «головой». Записи, предназначенные исключительно для наушников - называются «бинауральными» и к реальной музыке имеют мало отношения. Они-то как раз и дают ощущение перемещения звуковых образов в пространстве, вверх, вниз и в глубину относительно горизонта. Лучшее качество звука в наушниках получается только на записях, предназначенных исключительно для наушников. Виртуальная же панорама обычной музыки в наушниках оказывается не перед слушателем, как во время концерта, а внутри головы на линии между ушами.

Другими словами, если регулятором баланса переместить звуковую панораму в правое или левое ухо, то в наушниках мы ее будем слышать только соответствующим ухом, а при работе колонок – обоими ушами. Виртуальные же позиции инструментов человеческий мозг выстраивает по балансу сигналов из правой и левой колонки и фазово-временной разницы между ними.

Сведенные в студии записи учитывают то, что при прослушивании происходит сложение и компенсация акустических волн, излучаемых одновременно двумя колонками и слышимых обоими ушами, чего при прослушивании через наушники не происходит.

 

Как записывается музыка

 

Если включить записи традиционных коллективов, допустим рок-групп то можно услышать, что бас гитара находится справа, слева по сцене располагается синтезатор, а барабаны находятся в центре. Так принято располагать на записи виртуальные образы «академических» записей живых коллективов. Если группу записывать многомикрофонным способом, то при сведении нужно будет размещать виртуальные образы музыкальных инструментов и солистов на панораме в соответствии с их реальным положением на сцене.

Большинство же записей современной и популярной музыки состоит из огромного количества дополнительных звуков, которых не было в исполнении классических рок групп или традиционных джазовых коллективов. Выстраивание виртуальной панорамы звукорежиссером таких произведений производится де факто из того, как трек звучит из контрольных мониторов в студии, и как ему хотелось бы, чтобы он звучал будущим слушателям и автору.

При много-микрофонной записи звук каждого инструмента записывается отдельным микрофоном в режиме – моно.  Несколькими микрофонами записываются только отдельные инструменты типа малого барабана, бочки, оверхэдов и т.д. Такие записи делаются потому, что эти инструменты в разных точках имеют разный характер звучания, а звукорежиссер в результате смешивания сигналов с разных микрофонов выбирает наиболее подходящий звук такого инструмента для конкретной композиции. В стерео-режиме записываются только большие инструменты, как правило – клавишные: фортепиано и рояли. Все остальные инструменты пишутся исключительно в моно, а их виртуальное расположение на панораме задается режиссером на самых последних этапах сведения фонограммы. При этом виртуальные инструменты на панораме располагаются из соображений улучшения их локализации и разборчивости (читабельности) записи, а не для создания пространственных звуковых эффектов.

После сведения запись обязательно проверяется на «моно-совместимость» включением ее через сумматор. В моно режиме запись проверяется на выпадение музыкальных фрагментов или отдельных сигналов, вызванных перекосом фазы, которые при воспроизведении в режиме стерео – малозаметны и маскируются полезным сигналом.

 

Панорамирование

 

В большинстве записей самые важные звуковые образы находятся в центре виртуальной сцены, а если и панорамированы, то совсем немного от осевой линии. Значительный виртуальный сдвиг и разделение каналов в пространстве имеют только объемные спецэффекты. А как достигается панорамирование виртуального образа инструмента в центр, если колонок всего две и находятся они не в середине сцены, а с двух боков?

Психо-акустика устроена таким образом - что, если звук достигающий обоих ушей одновременно имеет идентичный уровень, спектр и фазу человеческий мозг представляет, что этот звук находится точно по осевой линии перед нами. Если же фаза, уровень или спектр звука, приходящего в одно из ушей оказывается хоть немного отличным от такового, приходящего в другое ухо мозг сразу понимает, что источник звука сместился и находится не точно по осевой линии перед нами. Если изменился только уровень или временная задержка звука, приходящего в одно из ушей, то мозг выдает новое местоположение этого источника без напряжения. Если же изменился не только уровень, а и спектр сигнала, то в мозгу появляется сюрреалистичная расплывчатая картинка виртуального источника звука, без его точной привязки к месту в пространстве.

По этой причине наиболее яркими и объемными получаются записи пространственных эффектов, а не основной музыки. Они же вызывают намного быструю утомляемость от прослушивания, чем основная музыка, имеющая меньшую разницу в звучании между двумя каналами. Основные же инструменты и солирующие голоса режиссер старается располагать по центру виртуальной сцены. Это наиболее понятно и логично, т.к. принято, что во время прослушивания вы стоите лицом к артисту или солирующему инструменту, и он к вам аналогично. Расположение образа солиста или инструмента в центре виртуальной сцены выгодно с точки зрения лучшего использования низкочастотного ресурса звуковоспроизводящего комплекса и улучшения разборчивости «читабельности» основных звуков в композиции. Как бонус – динамический диапазон панорамированного в центр сцены образа солиста или инструмента удваивается, так как его воспроизводят одновременно две акустические системы.

При воспроизведении панорамированного в виртуальный центр звукового образа солиста через колонки, а не через наушники возникает неизбежная интерференция, то есть взаимопроникновение и сложение звуковых волн в пространстве. Длина волн кроме самых нижних частот намного меньше, чем расстояние между двумя стерео-колонками, поэтому фантомный образ солиста, расположенного в центре виртуальной сцены спектральным и фазовым искажениям подвержен всегда.

Для получения лучшего качества звука режиссеру нужно соблюдать баланс между музыкой и спецэффектами, чтобы запись не получилась слишком скучной и плоской с одной стороны, и чтобы она не звучала нечитабельно и непредсказуемо в разнообразных акустических условиях на разных звуковых системах – с другой.

 

 4.

Полировка проводов

 

Las-piter = Провода после покрытия натуральным лаком я слушал сразу и мне не понравилось. Возможно со временем произошло бы улучшение, но для меня в этом эксперименте главным было не то, что звук ухудшился, или улучшился, а то, что какие-то мизерные 100 микрон (или даже менее) покрытия провода другим веществом так сильно меняет звучание в плане музыкальности. И я подозреваю, что дело здесь не только в другом веществе, а и в качестве поверхности провода и минимального слоя воздуха, или другого вещества, примыкающего к поверхности. Полированный провод с достаточно качественной поверхностью я покрыл грубым и шершавым слоем прополиса, т.е. испортил гладкость поверхности.

Я как-то делал эксперимент: зачищал провод грубой шкуркой, а потом его же полировал пастой ГОИ. Так полированный провод звучит намного лучше - значительно уменьшается высокочастотная грязь и призвуки. Энергетическая составляющая звукового сигнала протекает преимущественно в основной массе проводника, а информационно-музыкальная по его поверхности, или в микронной близости к поверхности. Я понимаю, что это звучит бредом, но других объяснений результатам этих экспериментов я дать не могу. То есть, получается, что для достижения хорошей информационности и музыкальности звучания нужно полировать все токопроводящие поверхности элементов усилителя, от проводов, до деталей: трансформаторы, резисторы и т.д. Кстати, снимая достаточно грубую краску с резисторов мы, как раз, и улучшаем поверхность его токопроводящей части.

 

Sova = Гипотеза имеет право на существование. Полировали с воском? В составе полиролей есть воскоподобные вещества, возможно эффект от них. Помнится, поверхность краски резисторов как раз гладкая, а после снятия обнажается шероховатый угольный слой. Старые провода уже покрыты лаком, если его сдирать для полировки, результат будет неизвестен. Большие моточные в любом случае физически не отполировать, это километры провода. Несколько раз обратил внимание, что иногда какой-либо прием несет информационную составляющую, типа гомеопатии, т.е. почти неважно в каком количестве - главное его присутствие в системе. Один сантиметр провода или одна точка лака меняют звук, увеличение в несколько раз ситуацию меняет мало.

 

Las-piter= Полировал пастой ГОИ. После этого, несколько раз тщательно промывал спиртом, до устранения запаха от пасты ГОИ. Резисторы разные, есть шершавые внутри, есть гладкие, как полированные. Кстати, я недавно начал изготавливать самодельные резисторы из графита - напылял графит на круглый деревянный полированный стержень. Слой графита полировал до зеркального блеска. Звучание очень понравилось. Сейчас потихонечку заменяю все резисторы усилителя на самодельные графитовые на деревянной основе. Но делать их долго, на каждый уходит по часу.

 

cOsmOs = Есть фирмы, которые полируют свои аудио кабеля, например - 47lab, они свои ленты полируют. Дело в том, что там запатентованный сплав меди, выплавленный на фурукаве под заказ для 47lab.

 

 

 

Новости

Все новости

Форма обратной связи